Одним из направлений обновленного содержания образования является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. Обучаясь на уровневых курсах,  я раскрыла оценивание как систему,  которая  является эффективным инструментом не только достижений учащихся, но и повышения качества образования. Данный подход к оцениванию  обучающихся стал новым не только для детей и их родителей, но и для  нас учителей. Особое  внимание  уделяю  работе с родителями по разъяснению системы критериального оценивания. Я решила, что следует не просто рассказывать о достижениях их ребенка, но и поставить их на место своих детей. Ведь все они обучались в традиционных школах и получали традиционные оценки. .  Я построила работу так, что бы  в критериальном оценивании они смогли разобраться.  На родительских собраниях с родителями проводила практические занятия, то есть дала  им возможность самим выполнять формативные задания и суммативные работы, тем более что математику, русский язык или познание мира на уровне знаний учащихся 1 класса выполнит любой родитель.

Предлагаю такой вариант:  родителям раздаю 3 формативные работы по математике. Затем после выполнения дать им суммативное оценивание за этот же раздел. Пока они выполняют суммативную работу, я  проверяю их формативные работы и предоставляю обратную связь. А суммативные работы  предлогаю им проверить самим друг у друга ( то есть познакомить их с взаимопроверкой). И в заключении провести оценивание результатов, внести их результаты в электронный журнал, таким образом, спроектировав возможные будущие результаты их детей. Родители смогут наглядно ознакомиться с критериями, дескрипторами, системой выставления баллов. При таком практическом методе работы родители стали понимать, что требуется от их детей, где они могут справиться с заданием, а где допустить ошибку. Такие практические уроки не отнимают много времени и помогают на практике узнать, что такое ФО и СО.

  Каждый ребёнок, при внедрении новой системы оценивания  сможет достигнуть определённого уровня в развитии и не получит отрицательную оценку, так как оценивание направлено на самореализацию ученика.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.

Если говорить о личном опыте, то мы с моими учениками тоже учимся оценивать по критериям. На уроках  ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, на уроке обучения грамоте: безошибочно прочитать предложение, вставить пропущенные буквы ,выполнить звуко -буквенный анализ; на уроках математики точно произвести вычисление, измерить правильно длину геометрической фигуры то вот они и дескрипторы. Дескрипторы мы называем  указателями. А критерии называем ступеньками. Я стараюсь использовать различные техники формативного оценивания обучения, предоставляя ученикам возможность включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.

Какие новые знания вы получили? Предлагаю свой ответ начать со слов:

Я узнал…

Я теперь знаю…

Мне было интересно…

Я хочу еще узнать…

 «Древо творчества» (учащиеся выбирают плод, если задание выполнено, цветок если допущены ошибки, листок если нужно еще поработать.

Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.

При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

«Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:

- нижняя ступенька - не понял,

- вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,

- верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов, карандашей:

- зеленый – я умею сам,

- жёлтый – я умею, но не уверен,

- красный - нужна помощь.

Использование данной технологии позволяет учителю успешно реализовать деятельностный подход на уроке,  ребёнку -  активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к результатам, что даёт возможность определять собственные образовательные интересы и ставить образовательные задачи. Мы учим ребят  содержательной оценочной деятельности и прививаем умения оценки и самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности в познании. Поэтому  правильная организация критериального оценивания решает задачи личностного роста  ребят, что и подтверждается результатами учебной и внеучебной деятельности.

 

 

Уразбекова Сауле Сергеевна