Уголок психолога

Меня зовут Кульмуратова Батима Кайратовна.

       Я школьный психолог, работаю с детьми, родителями, педагогами. И могу сказать, что отношение родителей к школьному психологу очень неоднозначно. Некоторые родители очень настороженно относятся к его работе. Другая категория родителей считает немаловажным фактом то, что в современной школе есть специалист, который на ранней стадии поможет выявить и исправить проблемы.  Поэтому и ожидания от работы психолога различны. 

      К сожалению, практика работы показывает, чем позже родители обращаются к школьному психологу за консультацией, тем сложнее коррекция. Особенно, если это касается учебной деятельности. 

      Хочу заверить Вас, уважаемые родители, что моя первоочередная задача "не навредить", помочь ребенку. Потому свою работу я строю на уважительном отношении к личности каждого клиента (взрослого или ребенка), на полном доверии к Вам, в надежде на то, что наша совместная деятельность сделает Ваших деток успешнее и счастливее.

          Приглашаю Вас к сотрудничеству.

         Желаю счастья Вам и Вашим детям!

 

 

Сейчас семья, школа, общество в целом в один голос транслируют лозунги: будь успешен, улыбайся, выгляди хорошо. На поддержку нет времени, понимание заменяется на фразу «все будет хорошо». Очень важно, чтобы родители умели:

·         любить ребенка таким, какой он есть, позволять ему быть самим собой, а не исполнителем маминых и папиных амбиций;

·         не считать себя правым и непогрешимым; чаще вспоминать собственное детство, чтобы уметь ставить себя на место ребенка;

·         извиняться за свои ошибки и неправоту. Помните: хорошая и плохая мать отличаются не наличием ошибок, а тем, что они с ними делают;

·         уметь слушать, признавать события жизни ребенка не менее важными, чем события жизни взрослого;

·         считаться с мнением ребенка, учитывать его в реальных делах семьи, советоваться с ним;

·         не унижать, не запугивать, не насмешничать; не ругать публично, не сравнивать с другими детьми (если есть необходимость сравнить, сравнивайте ребенка с ним самим в другие периоды его жизни);

·         при возникновении у ребенка неудач общаться с ним так, как общались бы с другом, попавшим в беду – поддерживая, разрешая выразить эмоции, помогая, а не превращаясь в испуганного или карающего родителя;

·         быть правдивым, рассказывать о разных сторонах жизни;

·         обеспечить ребенку право на приватность, собственную территорию, вкусы, ошибки, решения;

·         уметь самому просить о помощи, не стесняться быть «слабым» и позволять это ребенку, но и не выручать его в тех делах, где он сам может справиться;

·         быть примером в делах, а не на словах.

 

Самая первая рекомендация: надо интересоваться жизнью ребенка. Если вы вообще ничего о нем не знаете (какое у него сегодня настроение, что у него получается и не получается, что он любит, с кем в ссоре), – то это первый звоночек, что в ваших отношениях что-то не так. Да, для человека в переходном возрасте родители уже не авторитет, он не всегда будет делиться с вами всеми своими переживаниями. Но это не значит, что у вас вообще не может быть доверительного общения. Вы все равно должны проявлять интерес к ребенку. Нужно стараться делиться друг с другом своими переживаниями, мыслями. Можно, например, делать это за ужином. Заведите в семье такое правило – разговаривать, обмениваться за столом хотя бы парой слов: «Как дела? Что нового в жизни?» При этом если родитель только спрашивает и критикует, он нарвется на раздражение. А если делится чем-то своим – то это уже настоящее общение.

Вторая рекомендациянужно предельно серьезно отнестись к тому, что интересует подростка в интернет- пространстве. Записи в блогах, разговоры, книги, которые он читает, фильмы, которые смотрит… При правильном отношении все это можно вовремя заметить и предотвратить нарушения в психо-эмоциональном состоянии. Просто часто близкие не придают этому значения. И ведь такое внимание с нашей стороны действительно может предотвратить беду. Нужно очень серьезно с ним поговорить. А лучше – обратиться к специалисту.

Третья  рекомендация: разговаривайте  о жизни, о ценностях…  Все это очень важные вопросы, и детей, и подростков особенно они очень интересуют. Огромным подспорьем здесь могут стать метафоры, художественные, литературные образы, личный опыт родителя. Учите ребенка планировать, определять жизненно важные цели и пути их достижения.

Четвертая  рекомендация: родителям надо больше говорить с детьми и об ответственности, которую мы несем за свою жизнь. Еще одна важная мысль,  которую родители должны донести до своего ребенка как можно раньше, и, возможно не раз еще повторить: «Что бы ни случилось в жизни, ты всегда можешь прийти ко мне, и я не буду тебя осуждать. Нет ничего такого, чего я не смог бы тебе простить. Я никогда тебя не брошу». Так или иначе, ребенок должен услышать эти слова. Он должен знать, что его любят всяким, и что бы он ни сделал – родители его поддержат и поймут.

 

1.     Поведение родителей является образцом поведения. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, проявлениями жестокости.

2.     Уделяете достаточное внимание и любовь своему ребенку. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3.     Избегайте гиперопеки.Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека — заботливости, желания добра и блага во спасение, — она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении и может оказаться вовлечен в противоправные действия.

4.     Разумное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности, что может стать причиной безответственного и противоправного поведения.

5.     Избегайте чрезмерной требовательности и авторитарности в воспитании детей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления или формируя у них позицию подчинения более сильным и авторитетным личностям.

6.     Формируйте систему духовных и моральных ценностей у детей. Стремление к обладанию различными потребительскими благами, жажда престижных, а порой и запретных удовольствий – вот главнейшая внутренняя побудительная сила, которая движет сегодня действиями и поведением молодых.

7.     7.   Не используйте негативные сравнения с другими детьми.  У подростка возникает недоброжелательное отношение к тому, кто счастливее или умнее, сильнее или авторитетнее, популярнее, к одежде, вещам. Если родители покупают требуемое, тщеславие подростка удовлетворяется, зависти не возникает, если нет, – это чувство растет, складываются конфликтные отношения с родителями, сверстниками. Нередко зависть  вырастает из осознания своей ущербности в сравнении с другими, из искаженной потребности в самоутверждении. Подросток даже может стать на путь правонарушения. Очень важно, чтобы ребенок в какой-то области имел непререкаемый авторитет среди сверстников, научился какому-либо делу, где бы проявлялись его способности, одаренность.

 

Притча. Жили по соседству два мудреца: один — добрый, другой — злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая — я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая — я разожму ладонь — бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, — какая она?» — спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!»

Помните: всё в наших руках, именно от нас, родителей, в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, и войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

 

 

Рекомендации родителям по психологической подготовке к ЕНТ выпускников

Согласно плану психолога было проведено родительское собрание в 11 классе. Началась работа с позитивной минутки. Родителям были даны  ладошки, на котором  писали друг другу пожелания, обменивались и зачитывали пожелания.

ЕНТ (единое  национальное тестирование) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что "нельзя научиться плавать, стоя на берегу".

Особый интерес в этом плане представляют издаваемые сборники тематических тестов. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции.

Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
  При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. 

Советы родителям:
Как помочь детям подготовиться к экзаменам

© Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
© Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
© Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
© Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

© Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
© Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
© Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
© Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
© Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
© Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам.

Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.

Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
© Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
© Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
© Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

© Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Психолог школы: Кульмуратова Б.К.

 

1. Расслабление. Если «дышать животом», то буквально при третьем таком вздохе приходит приятное чувство расслабления. Вдох делаем так, как будто вместо легких у нас живот в районе диафрагмы. Выдыхаем так же. Все делаем медленно.

 

2. Когда вы почувствуете, что похожи на надутый воздушный шарик (пустой и легкий), протяните светлую дорожку от себя к небу. Нарисуйте ее в своем воображении.

 

3. Пускай эта дорожка кончается там, где плавает «облако знаний». В нем есть ответы на все вопросы (между прочим, ученые уже давно доказали, что общее информационное поле существует!)

 

4. Задайте экзаменационный вопрос этому облаку и минутку подождите ответа.

 

5. Потом возьмите ручку и напишите первое слово, которое придет в голову. Увидите, это будет как раз то, что нужно, а потом по светлой дорожке все нужные знания, которые вы когда-то получили, придут к вам обязательно.

 

 

 

1.Обеспечьте дома удобное место для занятий: проследите, чтобы никто из домашних не мешал, уберите со стола ребенка лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа. А также освежите комнату зелеными растениями.

2. Составьте вместе с детьми план подготовки. Для начала определите, когда лучше идет подготовка в утренние часы или вечером, чтобы максимально продуктивно использовать это время. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

3. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

· Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга. Отлично стимулируют мозговую деятельность некоторые продукты, которые важно ввести в свой ежедневный рацион.

· Глюкоза — важное питательное вещество для мозга. Она содержится в фруктах и ягодах (винограде, арбузах, киви, яблоках и вишне).

· Клетки мозга будут плохо работать, если в организм человека поступает недостаточное количество ненасыщенных жирных кислот. Именно благодаря им кровь циркулирует лучше, и клетки получают больше питательных веществ. Чаще включайте в рацион ребенка разные орехи, масла и рыбу.

· Витамин Е жизненно необходим для энергообеспечения и защиты клеток мозга. Он содержится в яйцах, зеленых листовых овощах, семечках и орехах.

Несомненные лидеры, которые активно стимулируют мозговую деятельность и нервную систему — это витамины группы В.  Так что обеспечьте в рационе ребенка рис, яйца, печенка и молоко.