Седьмой год жизни ребенка — это своеобразный переход от беззаботного детства к более ответственным школьным годам. Именно от уровня развития речи в возрасте 6-7 лет зависят его дальнейшие успехи на уроках правописания, русского языка и литературы, важно как можно быстрее выявить и устранить недостатки в произношении. Для этого необходимо знать нормы и требования к речи детей-дошкольников:

1. Четкое и правильное произношение всех звуков.

2. Качество речи максимально близкое к таковому у взрослого.

3. Использование в разговоре различных интонаций.

4. Умение регулировать громкость и темп речи.

5. Умение различать предложения по цели высказывания (побудительные, повествовательные, вопросительные) и по интонации.

6. Способность вести монолог и диалог.

7. Словарный запас от 4000 слов.

8. Использование и понимание в речи метафор, эпитетов, синонимов.

9. Четкое знание своего адреса и телефона, возраста (своего и родителей), а также профессий родителей.

10. Умение учить стихи и пересказывать рассказы.

Отклонения и нарушения речевого развития

1. Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами. 2. Скандирование слов. 3. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими. 4. Трудности различения звуков. 5. Отсутствие связной, грамматически правильной речи. 6. Смешение звуков. 7. «Проглатывание» окончаний слов. 8. Словарный запас менее 3500 слов. 9. Сложности с заучиванием стихов и пересказами. 10. Неверное построение предложения. 11. Частая расстановка неправильного ударения. Родителям обязательно следует обратиться к логопеду, если у ребенка возникают проблемы с произношением звуков, заменой и смешением их. Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения. Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют малышу мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует: 1. Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту. 2. Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью. 3. Ежедневно читать ребенку. 4. Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо. 5. При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами. 6. Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если у малыша есть проблемы с речью). 7. Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры. 8. Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал. 9. Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком. 10. Развивать мелкую моторику рук. 11. Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью.