Уголок логопеда

Седьмой год жизни ребенка — это своеобразный переход от беззаботного детства к более ответственным школьным годам. Именно от уровня развития речи в возрасте 6-7 лет зависят его дальнейшие успехи на уроках правописания, русского языка и литературы, важно как можно быстрее выявить и устранить недостатки в произношении. Для этого необходимо знать нормы и требования к речи детей-дошкольников:

1. Четкое и правильное произношение всех звуков.

2. Качество речи максимально близкое к таковому у взрослого.

3. Использование в разговоре различных интонаций.

4. Умение регулировать громкость и темп речи.

5. Умение различать предложения по цели высказывания (побудительные, повествовательные, вопросительные) и по интонации.

6. Способность вести монолог и диалог.

7. Словарный запас от 4000 слов.

8. Использование и понимание в речи метафор, эпитетов, синонимов.

9. Четкое знание своего адреса и телефона, возраста (своего и родителей), а также профессий родителей.

10. Умение учить стихи и пересказывать рассказы.

Отклонения и нарушения речевого развития

1. Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами. 2. Скандирование слов. 3. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими. 4. Трудности различения звуков. 5. Отсутствие связной, грамматически правильной речи. 6. Смешение звуков. 7. «Проглатывание» окончаний слов. 8. Словарный запас менее 3500 слов. 9. Сложности с заучиванием стихов и пересказами. 10. Неверное построение предложения. 11. Частая расстановка неправильного ударения. Родителям обязательно следует обратиться к логопеду, если у ребенка возникают проблемы с произношением звуков, заменой и смешением их. Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения. Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют малышу мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует: 1. Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту. 2. Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью. 3. Ежедневно читать ребенку. 4. Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо. 5. При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами. 6. Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если у малыша есть проблемы с речью). 7. Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры. 8. Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал. 9. Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком. 10. Развивать мелкую моторику рук. 11. Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью.

К 6-7 годам развитие речи достигает такого уровня, при котором ребёнок свободно общается на любые знакомые ему темы, как с другими детьми, так и с взрослыми. Для речи детей этого возраста характерно увеличение использования метафор, эпитетов, многозначных слов в различных их значениях (ключ от замка и ключ-родник). Рассказывая или рассуждая о чем-либо, ребёнок старается правильно подбирать слова, четко и точно выражать свои мысли. Общая информация Развитие речи детей в 6 лет формируется под влиянием взрослых. Многое зависит от культуры окружающих людей, от того, насколько умело они пользуются разными формами и категориями слов. Очень важно своевременно указывать малышу на его ошибки, но делать это необходимо максимально тактично. • Седьмой год жизни характеризуется тем, что речь в этот период становится максимально точной, логичной и правильной. Кроме использования в беседе простых и сложных предложений всевозможных типов и форм, дети уже вставляют в них причастные и деепричастные обороты. • Правильное произношение всех звуков (что является в этом возрасте нормой), умение регулировать громкость, интонацию и темп делает речь богатой эмоциями и переживаниями. • Детям, которые посещали детский сад, знаком звуковой анализ слов. Они умеют подбирать слова на заданные звуки (например, на мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие), выделять определенные звуки в слове, определять последовательность звуков. Все эти навыки пригодятся при освоении грамоты и правописания в школе. Таким образом, к моменту поступления детей в школу они должны: • овладеть правильным произношением слов; • иметь определенный словарный запас; • уметь строить разные по форме предложения; • вести монолог и поддерживать диалог; • пересказывать небольшие рассказы; • ясно выражать свои мысли. Также стоит отметить, что в возрасте 6-7 лет у детей начинается формирование письменной речи.

 

   Артикуляционная гимнастика

Артикуляцион­ная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
        Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: 
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».  Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе. 
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. 
        Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? 
        Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг. 
        Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения. 
        Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов ар­тикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности имен­но у вашего малыша. 
        Рекомендации к проведению упражнений: 

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)? 
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. 
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. 
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. 
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний. 
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений. 
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж. 

        Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. 

 

Желаем успехов!